Татарстан попал в число регионов, оказывающих соцпомощь не по адресу
27 апреля 2007 года
Согласно опубликованному 24 апреля исследованию ВБ об эффективности программ адресной соцпомощи в России, из-за их плохой подготовки и реализации материальная помощь оказывается в основном не беднейшим, а обеспеченным россиянам. Эксперты банка оценили три программы соцпомощи (по детским пособиям, жилищным субсидиям на оплату услуг ЖКХ, региональные программы соцпомощи) в пяти регионах России — Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Татарстане, Тверской и Томской областях — на точность попадания в них действительно бедных граждан, нуждающихся в субсидиях.
Выводы экспертов банка оказались неутешительны. Из общего объема расходов бюджета на адресные социальные программы в размере 0,5% ВВП «большая часть средств оседает в карманах граждан, не относящихся к категории бедных, в том числе тех, которые относятся к обеспеченным слоям населения» — реально получают субсидии только 20% беднейшего населения. Так, в Ленобласти в 2005 году 55% детей и 62% получателей жилищных субсидий не могли быть отнесены к категории бедных. Соответствующие показатели в Томской области в 2006 году составили 54% и 73%.
Среди названных причин низкой эффективности адресности соцпрограмм в России — не учитывающая ряд требуемых аспектов формула расчета жилищной субсидии, высокая доля «теневой экономики» в России (по оценке ВБ, 44% ВВП в 2003 году), которая создает сложность с получением точных данных о доходе (например, в Италии, Испании и Греции, где доля теневой экономики достигает до 28% ВВП, отказались от таких программ), отсутствие проверки заявленного дохода, склонность претендентов его занижать.
«С адресными социальными программами не все в порядке — это очевидно. Точное определение уровня доходов представляет большую сложность. В органы соцзащиты подаются одни данные о доходах, а на самом деле они другие: например, не учитываются доходы от сдачи квартир», — говорит директор по развитию Центра фискальной политики Антонина Ковалевская. «Наиболее частый случай — утаивание доходов от личного участка, сельхоздоходов и доходов от самозанятости», — отмечает эксперт Независимого института социальной политики Диляра Ибрагимова. «Когда в рамках одной программы семья признается бедной, а в рамках другой — нет, то критерии отбора в программу становятся сомнительными», — говорит директор направления «Соцполитика» Института экономики города Анастасия Александрова.
Между тем региональные власти признают, что не могут вести точный учет доходов в рамках адресных программ. «Реально действующее сегодня федеральное законодательство не позволяет соцработникам проверять достоверность всех видов дохода получателей субсидий, мы просто не имеем на это права», — заявила „Ъ“ заместитель министра социальной защиты Татарстана Наталья Бутаева.
«Неспособность программ социальной помощи предоставлять средства самым малоимущим не позволяет успешно бороться с бедностью», — уверен старший экономист ВБ Эмиль Теслюк. Главные рекомендации ВБ — правительству необходимо разработать систему более точной оценки уровня доходов граждан и усовершенствовать системы мониторинга программ по борьбе с бедностью. Будут ли эти рекомендации приняты, пока неизвестно. Отметим, в федеральных министерствах вчера практически отказались комментировать данные исследования ВБ. Так, в департаменте развития соцзащиты Минздравсоцразвития „Ъ“ только заявили, что «знают о социальных программах не меньше специалистов уважаемого банка», отказавшись комментировать выводы ВБ. А в Росстрое, контролирующем процесс выдачи жилищных субсидий, сослались на то, что не имеют данных по статистике их предоставления — их распределение де-факто осуществляется в регионах.
Дарья Николаева, Ирина Бегимбетова, "Ъ - Волга-Урал"